ФОРУМ РОДИТЕЛЕЙ УЧЕНИКОВ 2* КЛАССА ШКОЛЫ 566 ГОРОДА МОСКВЫ

Вы пытаетесь зайти на сайт родителей учеников 2 г класса школы 566 города Москвы.Доступ к информции открыт только родителям учащихся !
Вы можете смотреть и читать только информацию доступ к которой открыт.
Вы можете пройти регистрацию,которая будет проверена модераторами сайта,но она не гарантирует вам доступ к закрытой информации.

Join the forum, it's quick and easy

ФОРУМ РОДИТЕЛЕЙ УЧЕНИКОВ 2* КЛАССА ШКОЛЫ 566 ГОРОДА МОСКВЫ

Вы пытаетесь зайти на сайт родителей учеников 2 г класса школы 566 города Москвы.Доступ к информции открыт только родителям учащихся !
Вы можете смотреть и читать только информацию доступ к которой открыт.
Вы можете пройти регистрацию,которая будет проверена модераторами сайта,но она не гарантирует вам доступ к закрытой информации.

ФОРУМ РОДИТЕЛЕЙ УЧЕНИКОВ 2* КЛАССА ШКОЛЫ 566 ГОРОДА МОСКВЫ

Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.
ФОРУМ РОДИТЕЛЕЙ УЧЕНИКОВ 2* КЛАССА ШКОЛЫ 566 ГОРОДА МОСКВЫ

ВАЖНЫЙ МАТЕРИАЛ

ПЕДАГОГИКА.

ИНТЕРНЕТ КОНКУРСЫ

.................................. ..................................... ....................................

ПАСХА ХРИСТОВА

ПЕРЕКРЕСТОК

ПРАВИЛА
дорожного движения
для детей Почему дети лгут. 10176
счетчик посещений

    Почему дети лгут.

    Admin
    Admin
    Admin


    Сообщения : 506
    Дата регистрации : 2012-02-09

    Почему дети лгут. Empty Почему дети лгут.

    Сообщение  Admin Вт 03 Апр 2012, 20:35

    ПОЧЕМУ ДЕТИ ЛГУТ?

    Елена ДАНИЛОВА, кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник
    Психологического института РАО, г. Москва
    Ничто так не выводит учителей и родителей из себя, как детская ложь. Взрослые опасаются, что ложь — это признак порочного характера ребенка, что из маленького обманщика вырастет лишенный нравственных принципов человек. Негодование вызывает и то, что, солгав, ребенок обманул доверие окружающих.
    Многие родители и учителя теряются, не знают, как дальше строить свои отноше-ния с ребенком: можно ли продолжать ему доверять, наказывать ли его и какое наказание будет подходящим?
    Для меня же (как и для большинства психологов) детская ложь — это свидетель-ство не моральных, а скорее психологических проблем ребенка.
    ТИПИЧНАЯ СИТУАЦИЯ

    Учительница спрашивает у третьеклассницы Кати, написала ли она сочинение, заданное на дом. Катя отвечает, что написала, но забыла дома. На предложение учительницы принести сочинение на перемене (Катя живет в соседнем со школой доме), она отвечает, что у нее нет ключей и дома никого нет. В конце концов вы-ясняется, что сочинение Катя не написала.
    Похожие ситуации повторяются часто. Причем говорит неправду Катя не только в школе, но и дома.
    Катя поступила в нашу школу во втором классе. Она приехала из другого города, там училась по более легкой программе. За прошедший год ей пришлось не толь-ко привыкать к новому стилю жизни, к новому дому, городу, к новым людям, но и наверстывать упущенное по школьной программе.
    Ее родители очень боялись, что девочка не сможет соответствовать уровню шко-лы, тем более что старшая дочь не смогла учиться в седьмом классе — ее при-шлось перевести в другую школу. Катя много занималась дополнительно, по вы-ходным ходила с семьей в музеи и театры (чтобы «повысить культурный уро-вень»). У нее нет друзей — ей просто некогда общаться со сверстниками.
    Все учителя спрашивали у классного руководителя: а умеет ли эта девочка улы-баться? Ее лицо было всегда напряженно, губы сжаты, и она действительно нико-гда не улыбалась. Учительница и ребята относились к ней доброжелательно, не обижали, старались помочь, но теплых отношений ни с кем в классе ей устано-вить не удалось.
    А потом начались срывы. В доме отдыха, куда Катя поехала на каникулах с клас-сом, она постоянно ссорилась с одноклассницами. Например, рассердившись на одноклассницу, Катя бросила ее очки в бассейн, сказав учительнице, что это про-изошло случайно. Если дома Кате что-то не разрешали, она начинала кричать и топать ногами. В школе она постоянно привирала, чтобы избежать выговоров и двоек.
    Описанный случай я назвала типичным, потому что большинство детей, попавших в неблагоприятную для них ситуацию, стараются исправить положение с помо-щью лжи.
    ОТ НЕДОСТАТКА ЛЮБВИ

    К сожалению, родителей и учителей чаще всего интересует вопрос: каким должно быть наказание, чтобы ребенку «неповадно было»? И очень немногие задумыва-ются над причинами такого поведения.
    А ведь только понимание причин неискренности ребенка поможет преодолеть возникшее отклонение в его поведении. В большинстве случаев, чтобы измени-лось поведение ребенка, достаточно изменить ситуацию, в которой он находится.
    Врунишка обычно страдает от недостатка внимания или любви со стороны роди-телей, он испытывает трудности в общении со сверстниками, у него низкая само-оценка. Не оправдывающий ожиданий родителей, которые ему об этом постоянно сообщают, имеет трудности в учебе или нарушения поведения.
    Часто лгущий ребенок очень озлоблен. Он начинает лгать, чтобы дать выход сво-ей враждебности, а не из страха наказания. Прекрасно зная, что ложь раздражает взрослых, он стремится именно рассердить родителей и учителей, даже если ему за это придется понести наказание.
    Ложь для детей — это еще и способ доказать самим себе и окружающим свою не-зависимость. В первую очередь, дети пытаются эмансипироваться от родителей. Это, по их мнению, может повысить их статус среди сверстников. Иногда они даже соревнуются друг с другом, хвастаясь, кто сумел больше наврать своим родите-лям.
    Бывает, ребенок испытывает такой восторг от удачного обмана, что стремится поделиться своим «достижением» и с обманутым, поэтому сам тут же и признает-ся во лжи. Тем не менее успешность лжи укрепляет в ребенке уверенность, что это лучшая из возможностей восторжествовать над обидчиками.
    Таким образом, можно выделить четыре основные причины детской лжи. Чаще всего ребенок прибегает к помощи лжи, чтобы:
    — избежать неприятных для себя последствий;
    — добыть то, чего иным способом получить не может или не умеет (обычно это внимание и интерес окружающих);
    — получить власть над окружающими (иногда отомстить им);
    — защитить что-то или кого-то значимого для себя (в том числе и право на свою личную жизнь).
    Надо отметить, что перечисленные причины, ведущие к утаиванию и искажению правды, в равной мере относятся и к поведению взрослых.
    ХВАСТУНЫ И ФАНТАЗЕРЫ

    Слегка приврав, немного исказив факты, мы избегаем неприятных объяснений, выходим из затруднительного положения и вообще облегчаем себе жизнь. Наши дети все это видят и «мотают на ус».
    Умение подать информацию в выгодном для себя свете, в общем-то, полезно (на-пример, в будущем оно может пригодиться при поступлении на работу), но посто-янное приписывание себе чужих заслуг и несуществующих достижений не способ-ствует развитию личности и может привести к серьезным нарушениям психики.
    Так называемый уход ребенка в мир фантазий свидетельствует о его серьезной неудовлетворенности жизнью. Непопулярные и малоуспешные дети учатся скры-вать свои неудачи или подавать о себе информацию в выгодном свете, надеясь если не улучшить, то хотя бы не испортить окончательно впечатление о себе.
    Например, ребенок теряет дневник с плохими оценками или рассказывает роди-телям, как хорошо он сделал доклад, как его хвалили. На самом деле все было именно так, но только с кем-то из его одноклассников. Не находя в реальном мире того, что может повысить его значимость в глазах окружающих, ребенок придумы-вает нечто, способное произвести выгодное впечатление.
    Мама третьеклассника, недавно переведенного в нашу школу, рассказала, что ее сын просит разрешения принести в класс фотографии из папиных заграничных командировок, чтобы показать их ребятам. Мама недоумевала, почему ребят мо-гут интересовать эти фотографии.
    Наблюдая за этим классом, я обнаружила, что с некоторых пор значимыми для ребят стали не личные качества и достижения сверстников, а, как они сами гово-рили, их «крутость». Под «крутостью» подразумевалось наличие у родителей ма-шины-иномарки, регулярное посещение «Макдоналдса», празднование дня рож-дения в престижном клубе, обладание дорогими игрушками и вещами, а также по-ездки во время каникул за границу. Только тому, кто мог похвастать хоть чем-нибудь из этого списка, удавалось завоевать популярность у одноклассников.
    Успешный в учебе и общительный новенький очень хотел быть принятым в новый коллектив, но не мог похвастаться ничем из перечисленного, поэтому он и принес в школу папины фотографии, сказав, будто он сам побывал в Оксфорде.
    Отверженный сверстниками ребенок способен придумать что угодно, лишь бы привлечь к себе их внимание. Своим поведением он напоминает героя гоголев-ской «Коляски», и разоблачение для него так же ужасно.
    Ведь в большинстве случаев окружающие требуют доказательств, и ребенок на-чинает «выкручиваться», ему приходится врать все больше, и в конце концов он запутывается окончательно. А когда все раскрывается, он делается еще менее привлекательным для окружающих. Если же фантазеру удается избежать разо-блачения, то постепенно он сам начинает верить в свои выдумки и «переселяет-ся» в придуманный мир, где он удачлив и всеми любим. И ребенок окончательно замыкается в себе.
    БЕСКОРЫСТНО И БЕЗОПАСНО

    Но бывают и совсем другие фантазеры. Эти дети используют обман не только для того, чтобы защитить себя или кого-то еще, почувствовать свою силу, приукрасить собственные достоинства или возвыситься над окружающими (особенно взрос-лыми), но и чтобы повеселить их. Наверное, это самый невинный и безопасный вид обмана, потому что цели, преследуемые ребенком, не корыстны. В таких слу-чаях вымысел столь очевиден, что это понимают и ребенок, и взрослый, но по-дыгрывают друг другу.
    Лина все время рассказывает о себе и своей семье необычные истории. На уроке зашел разговор о террористах, Лина сказала, что ее семье пришлось бежать из Израиля, потому что их преследовали и хотели убить. На другом уроке учитель спрашивал ребят о домашних животных, и Лина рассказала, что у них на балконе живет пингвин.
    Наши учителя привыкли к необычным жизненным условиям своих учеников: мно-гие живут попеременно то в одной, то в другой стране, у некоторых дома обитают питоны и прочие экзотические животные. Но родители Лины не подтверждали ее рассказов и очень пугались всплеска ее фантазии.
    Лина начала придумывать разные небылицы, как только научилась говорить. Она очень активная девочка, любит рисовать, делает свои рисунки красочными, с большим количеством деталей, самозабвенно играет с другими детьми, придумы-вая неожиданные повороты сюжета.
    В то же время ей нравится эпатировать окружающих своими выдуманными, но по-хожими на реальность рассказами. Она любит быть в центре внимания, очень рвется отвечать перед всем классом. Поговорив с родителями и учителями, мы решили никак не реагировать на Линины истории, максимально поощрять ее ус-пехи в учебе и привлекать к общественной жизни класса (подготовке и участию в различных мероприятиях).
    Не получая ожидаемого восхищения своими рассказами, Лина охотно переключи-лась на другую деятельность. Научившись писать, Лина с удовольствием стала писать фантастические повести и рассказы, после чего ее фантазирование в ре-альной жизни окончательно сошло на нет.
    СИГНАЛ ТРЕВОГИ

    Иногда, столкнувшись с детской ложью, взрослые надеются, что все само как-нибудь устроится. Они не придают значения происшедшему, делая вид, что ниче-го из ряда вон выходящего не случилось.
    Для ребенка одинаково вредны как родительская агрессия, так и родительское бездействие, особенно если вспомнить, что в большинстве случаев детская ложь — это сигнал тревоги. Последствия родительского равнодушия могут быть очень серьезными, вплоть до развития у ребенка асоциальных черт характера.
    Психолог Л.Б. Филонов в своей работе «Детерминация возникновения и развития отрицательных черт характера у лиц с отклоняющимся поведением» выделил факторы, повлиявшие на появление и развитие лживости.
    Анализируя жизненный путь людей, осужденных за преступления, связанные с мошенничеством, аферами, обманом и другими формами лжи, он пришел к выво-ду, что на раннем этапе развития индивида не может быть и речи о лжи как о на-меренном введении в заблуждение. Грани между выдумкой, добавлением от себя и преувеличением обычно стерты, фантазии и вымысел переплетаются.
    До трех лет не существует различия между детьми, «у которых впоследствии раз-вивается или не развивается качество лживости», оно появляется только в 4–5 лет. Сознательное использование лжи и умалчивания появляются, когда ребенок боится наказания за проступки и за испытываемые чувства. Он видит, что откро-венность и честность не всегда являются тем желаемым поведением, которое «проповедуется взрослыми».
    Вначале утаивание вызывается боязнью наказания, затем вырабатываются осо-бые механизмы управления высказыванием — умение не проговариваться, спо-собность хитрить. Постепенно у часто лгущего ребенка появляется положитель-ное отношение ко лжи и обману, которые расцениваются им как проявление ума и ловкости.
    Свою ложь он начинает считать «военной хитростью», а по сути — ложь из сред-ства сокрытия превращается в средство добывания желаемых благ.
    Самый опасный вид лжи — заведомое введение в заблуждение ради получения выгоды. У ребенка, накопившего опыт удачных обманов и способов сокрытия ис-тины, возникает стремление оправдать ложь и намерение «отточить» навык лжи. В качестве оправдания своего поведения такой ребенок подводит «философскую базу» под ложь: может быть, все те, которые говорят, что они правдивы, на самом деле просто умеют хорошо врать? К ситуациям оправдания относится и попытка доказать, что все люди лгут и что это закономерное и нужное поведение. Иногда искусный лжец лицемерно заявляет, что осуждает лгущих.
    Появившаяся в раннем детстве, порочная черта личности сначала не проявляется без особой необходимости, но постепенно индивид привыкает применять ее в экстренных случаях.
    Филонов делает вывод, что в завершающей стадии развития качества человек уже не дожидается тех или иных обстоятельств, «обладая мощной побудительной силой, отрицательное свойство может стать основой для противоправного пове-дения». Соответствующая оценка окружающих укрепляет у ребенка мнение о се-бе, он начинает считать себя способным к хитрости, лжи и т.д. Постоянное не-одобрение со стороны окружающих побуждает ребенка обратиться к себе подоб-ным, к той среде, где отрицательные качества, наоборот, одобряются и где он чувствует себя сравнительно благополучно.
    Ребенок осознает прагматические стороны отрицательного качества, стремится извлекать из него пользу. Если дошло до этого, тогда можно говорить о стойкой деформации всей личности, результатом чего становится асоциальное поведе-ние.
    КАК РЕАГИРОВАТЬ НА ОБМАН

    Чтобы ребенок не стал злостным врунишкой, важно вовремя обратить на него внимание, попытаться изменить ситуацию, в которой он развивается, а не реаги-ровать на его поведение только наказаниями.
    Самое эффективное средство борьбы с детской ложью — это построение довери-тельных отношений в семье и школе, основанных на взаимном уважении.
    Вернемся к ситуации с Катей.
    Для ее родителей стало откровением, что их дочь просто не выдерживает напря-жения, она постоянно боится не оправдать их ожиданий, быть хуже других. У нее очень высокий уровень притязаний и низкая самооценка. Девочка недовольна своей внешностью, мечтает заниматься плаванием. Уровень интеллекта и спо-собностей соответствует средней норме нашей школы, то есть Катя вполне может учиться на твердую четверку.
    После беседы с психологом и классным руководителем родители постарались уменьшить свои требования к дочке, стали спокойнее относиться к тому, что у нее может что-то не получаться. Убедившись, что Катя уже может самостоятельно ос-воить школьную программу, родители отменили почти все дополнительные заня-тия с преподавателями, дав дочке возможность побольше отдыхать и общаться со сверстниками. Они разрешили Кате приглашать к себе в гости одноклассников, записали ее в бассейн и на ритмическую гимнастику. А в выходные старались как можно больше бывать с детьми на свежем воздухе, посещая парки и музеи под открытым небом.
    Через полгода все учителя знали, что Катя умеет улыбаться, а она почти пере-стала изворачиваться и врать.
    Первое, что необходимо сделать учителю или родителю солгавшего ребенка, — это разобраться в причинах лжи. Что-то предпринять в сложившейся ситуации можно только в тесном контакте с ребенком. Начать надо с разговора «по душам». Такой разговор полезен и в ситуации, когда вы только подозреваете, что ребенок вам соврал, и когда у вас есть все доказательства его лжи.
    Вот что можно сказать ребенку в такой ситуации (советуют специалисты).
    Август Айхорн, австрийский психоаналитик, рекомендует воздержаться от выра-жений типа «Ты лжешь», «Ты должен говорить правду» — гораздо более эффек-тивно вести себя так, как будто ребенок сделал ошибку. Можно сказать: «Ты уве-рен в том, что сказал? Подумай хорошенько. Погоди-ка, расскажи мне еще раз» и т.д.
    Известный детский психолог и психиатр Алан Фромм рекомендует сказать ребенку следующее: «Расскажи мне точно, как это произошло. Только ничего не скрывай от меня, так как я не собираюсь наказывать тебя, даже если ты в чем-то виноват. Я постараюсь объяснить тебе, почему ты поступил плохо, но не стану наказы-вать».
    Американский психолог Пол Экман рекомендует заранее договориться с ребенком о взаимном доверительном отношении: «В наших отношениях нет ничего важнее, чем доверие. Если ты сделаешь что-то такое, что мне наверняка не понравится, не бойся сказать мне об этом. Можешь лишний раз напомнить мне, что не надо слишком сердиться. Ты, конечно, можешь попытаться скрыть свой поступок, но я буду просто горд тобою, если ты найдешь в себе смелость сказать правду». Есте-ственно, данное ребенку обещание необходимо сдержать, каким бы ужасным, на ваш взгляд, ни был его поступок.
    Ни в коем случае не начинайте разговор с обвинений и угроз. Если поступок ре-бенка вывел вас из равновесия, то сначала придите в себя, остыньте и только по-том приступайте к спокойному обсуждению случившегося.
    В редких случаях требуется ваша немедленная реакция, обычно разговор можно отложить на время, когда все эмоции улягутся. Начав с агрессивных обвинений в адрес ребенка, мы рискуем лишь усилить его потребность лгать. Он почувствует себя еще менее уверенно и будет еще сильнее стремиться избежать упреков и наказаний или стараться заслужить похвалу с помощью лжи.
    Из-за грубого обращения ребенок может почувствовать по отношению к вам вра-ждебность, а это чувство тоже не способствует установлению доверительных от-ношений. Возможно, ребенок сам ищет подходящий момент, чтобы все вам рас-сказать. Не форсируйте события, а лучше постарайтесь ему помочь, расположите его к откровенности.
    Ничто так не ранит детскую душу, как несправедливость. Помните: сколь очевид-ной ни казалась бы вина ребенка, всегда остается вероятность несправедливого обвинения.
    ИЗ ЖИЗНИ И ИЗ КНИГ

    Из всех воспитательных мероприятий по развитию честности и порядочности са-мое действенное — личный пример. Родители и учителя должны быть честны да-же в мелочах.
    Еще В.А. Сухомлинский сомневался в правомерности применения в школе такого педагогического приема, как публичное обсуждение поведения ребенка сверстни-ками, считая, что при этом морально травмируется не только тот, кто совершил проступок, но и коллектив.
    Однако вполне полезно и разумно обсуждать с детьми поступки абстрактного ре-бенка, разбирать ситуации из жизни или примеры из книг, участники или герои ко-торых прибегали к помощи лжи, обсуждайте причины такого поведения и возмож-ные пути выхода из ситуации.
    Особое внимание обратите на возможность обходиться в затруднительных ситуа-циях без помощи лжи.
    Не стоит злоупотреблять напоминанием об известной притче про мальчика-пастуха, дважды поднявшего ложную тревогу. В своей практике я столкнулась с очень агрессивной реакцией мальчика на постоянное цитирование взрослыми этой притчи. Для примера, к каким последствиям может привести обманутое до-верие окружающих, лучше использовать менее морализаторские произведения, например рассказы и повести В. Драгунского, Ю. Сотника, А. Алексина, Ю. Яков-лева, В. Крапивина и др.
    Если ваши отношения с ребенком построены на взаимном доверии, если ребенок знает, что вы уважаете его право на личную жизнь и всегда готовы прийти ему на помощь, то он будет откровенен с вами.
    В непростой для себя ситуации ребенок обязательно обратится к тому, кто прояв-ляет искренний интерес к нему и его проблемам. Хорошо, когда у него есть воз-можность обратиться за помощью к родным и учителям, а не к сомнительной ком-пании во дворе или первому встречному.

    ЛОЖЬ ВО СПАСЕНИЕ?

    Практически во всех работах, посвященных проблеме лжи, она определяется как противоположность правдивым, истинным высказываниям, действиям, как откло-нение от нормального — нравственного — поведения, как свидетельство недоста-точно высокого уровня морального развития человека.
    Большинство философов и психологов в определениях лжи указывают на ее преднамеренность. Естественно, в таком ракурсе ложь рассматривается как отри-цательная черта характера. Однако, собирая материал для дипломной работы, посвященной проблеме лжи, я столкнулась с очень интересной точкой зрения.
    В некоторых философских и психологических работах последних лет способность ко лжи рассматривается как привилегия разумности. Считается, что вся цивили-зация построена на обмане: сначала человек научился обманывать животных (приманивать их), потом появилась техника — средство обмана природы (человек стал способен делать то, чего не мог раньше, пользуясь исключительно своими физическими данными).
    Использование лжи для получения выгоды культивируется в литературе. Сколько героев сказок, легенд достигли благополучия с помощью обмана (называемого, правда, хитростью)! И это все положительные герои, которым мы сочувствуем.
    В общении мы часто стараемся скрыть свои истинные чувства, мысли, мнения, хотя и называется это не ложью, а комплиментами и правилами хорошего тона. Благодаря этому мы можем сохранять хорошие отношения с теми, чьи интересы и взгляды не только не совпадают с нашими, но и практически несовместимы.
    К мелкому, «невинному» обману также относится множество данных и невыпол-ненных обещаний, клятв (и в обыденной, и в политической жизни), слухов и спле-тен. Особо остро стоит проблема использования лжи во спасение. Многие счита-ют, что в определенных ситуациях безнравственней сказать правду, чем скрыть ее.
    Таким образом, ложь становится не только привычной, но и необходимой состав-ляющей человеческой жизни. Рано или поздно ребенок начнет использовать ложь, самое главное — чтобы она не стала для него единственным способом взаимодействия с окружающим миром.
    В наших силах не допустить этого.
    СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

    Если ребенок начал врать, задайтесь вопросами: не слишком ли жестоко вы нака-зываете его, всегда ли справедливы по отношению к нему? Не заставляете ли вы ребенка защищаться любыми способами?
    Если ваш ребенок использует ложь не как средство защиты, а как средство напа-дения, значит ситуация вышла из-под контроля. Если вы не уверены, что сможете самостоятельно исправить положение, обратитесь за помощью к психологу.
    Старайтесь объяснять детям происходящее вокруг, поясняйте им мотивы поступ-ков окружающих и своих собственных. Если вам не удалось выполнить то, что вы обещали ребенку, обязательно извинитесь перед ним и объясните причины этого невыполнения.
    Обманув доверие ребенка, мы не только лишаемся его откровенности, но и риску-ем спровоцировать его на лживое поведение. Он может отплатить нам той же мо-нетой.
    Покажите пример ироничного отношения к некоторым неудачам и происшествиям. Это научит ребенка находить выход из затруднительной ситуации без помощи лжи, но с помощью юмора.
    Не злоупотребляйте детским доверием, контролируя каждый шаг ребенка. Взрос-лые имеют право скрывать что-либо от детей, но и дети, независимо от возраста, нуждаются в собственных тайнах. Чем с большей назойливостью мы проявляем интерес к личной жизни наших детей, тем больше они вынуждены утаивать и лгать.
    Если дети будут уверены в нашей любви и в нашем добром отношении, у них окажется меньше поводов говорить неправду. Будьте внимательны к своим де-тям, вникайте в их проблемы, интересуйтесь их жизнью, чтобы они не чувствовали себя заброшенными. Иногда достаточно просто выслушать ребенка, и он поймет, что не одинок, что всегда может рассчитывать на ваше внимание и помощь.
    Кроме того, ребенок должен быть готов и к тому, что встретится с неискренностью вне семьи. Обмануть ребенка могут не только сверстники, но и взрослые, а это ему труднее понять, так как он привык доверять взрослым.
    Подобный опыт в первый раз воспринимается очень болезненно. Необходимо подготовить ребенка к тому, что среди людей, к сожалению, часто встречаются и безответственные, и неискренние. Обсудите с ним причины людской неискренно-сти, научите остерегаться таких людей. В будущем эти уроки помогут ему не стать жертвой мошенников.

      Текущее время Вс 08 Сен 2024, 03:09