ФОРУМ РОДИТЕЛЕЙ УЧЕНИКОВ 2* КЛАССА ШКОЛЫ 566 ГОРОДА МОСКВЫ

Вы пытаетесь зайти на сайт родителей учеников 2 г класса школы 566 города Москвы.Доступ к информции открыт только родителям учащихся !
Вы можете смотреть и читать только информацию доступ к которой открыт.
Вы можете пройти регистрацию,которая будет проверена модераторами сайта,но она не гарантирует вам доступ к закрытой информации.

Join the forum, it's quick and easy

ФОРУМ РОДИТЕЛЕЙ УЧЕНИКОВ 2* КЛАССА ШКОЛЫ 566 ГОРОДА МОСКВЫ

Вы пытаетесь зайти на сайт родителей учеников 2 г класса школы 566 города Москвы.Доступ к информции открыт только родителям учащихся !
Вы можете смотреть и читать только информацию доступ к которой открыт.
Вы можете пройти регистрацию,которая будет проверена модераторами сайта,но она не гарантирует вам доступ к закрытой информации.

ФОРУМ РОДИТЕЛЕЙ УЧЕНИКОВ 2* КЛАССА ШКОЛЫ 566 ГОРОДА МОСКВЫ

Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.
ФОРУМ РОДИТЕЛЕЙ УЧЕНИКОВ 2* КЛАССА ШКОЛЫ 566 ГОРОДА МОСКВЫ

ВАЖНЫЙ МАТЕРИАЛ

ПЕДАГОГИКА.

ИНТЕРНЕТ КОНКУРСЫ

.................................. ..................................... ....................................

ПАСХА ХРИСТОВА

ПЕРЕКРЕСТОК

ПРАВИЛА
дорожного движения
для детей Незаметдинова Марина Анатольевна-завуч школы 566 10176
счетчик посещений

    Незаметдинова Марина Анатольевна-завуч школы 566

    Admin
    Admin
    Admin


    Сообщения : 506
    Дата регистрации : 2012-02-09

    Незаметдинова Марина Анатольевна-завуч школы 566 Empty Незаметдинова Марина Анатольевна-завуч школы 566

    Сообщение  Admin Сб 15 Сен 2012, 19:27

    ЗАВУЧ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ №566
    НЕЗАМЕТДИНОВА МАРИНА АНАТОЛЬЕВНА
    НА ТОРЖЕСТВЕННОЙ ЛИНЕЙКЕ ПОСВЯЩЕННОЙ ОКОНЧАНИЮ 2011-2012 УЧЕБНЫХ ГОДОВ


    Незаметдинова Марина Анатольевна-завуч школы 566 D110



    Последний раз редактировалось: Admin (Вс 03 Фев 2013, 12:30), всего редактировалось 2 раз(а)
    Admin
    Admin
    Admin


    Сообщения : 506
    Дата регистрации : 2012-02-09

    Незаметдинова Марина Анатольевна-завуч школы 566 Empty Re: Незаметдинова Марина Анатольевна-завуч школы 566

    Сообщение  Admin Сб 15 Сен 2012, 19:29

    Автор: М.А.Незаметдинова

    «Педагогические технологии»:

    «Технология формирования познавательных интересов младших школьников»

    СОДЕРЖАНИЕ

    Введение. 3

    §1. Сущность понятия «познавательный интерес» 5

    § 2. Технология формирования познавательного 12
    интереса младших школьников.


    Заключение. 16

    Литература. 19
    Введение

    Развитие современного общества требует особого внимания к проблемам обучения и воспитания. Поиски принципиально новых подходов к области образования предлагают реализацию важнейших положений не в полной мере отраженных в обучении и воспитании. Воплощение научных идей в школьную практику успешно осуществляется при условии, если педагог владеет умением переводить учащегося из менее деятельного состояния в более деятельное, конструировать информацию, чтобы она была доступной для слабых школьников и достаточной для более сильных; включать всех учащихся в активную познавательную деятельность; обеспечивать встречное желание учиться и познавать; создавать здоровый микроклимат на каждом уроке, осуществлять обратную связь.
    Воспитать у детей глубокий интерес к знаниям означает пробудить познавательную активность и самостоятельность мысли, сформировать любовь к чтению книг, труду, людям труда, научить школьников отвечать за свое поведение, поступки, быть сознательными, дисциплинированными, целеустремленными.1
    Формирование и развитие этих качеств должны начинаться в школе, но подневольный учебный труд или работа без интереса могут привести лишь к репродуктивной деятельности. Перемещение этой актуальной проблемы педагогики в область субъектно-личностного потенциала учащихся, реализация идеи развития как центрального момента идеологии новой школы требуют обращения к интересам личности как ее основным составляющим 2.
    Актуальность этой проблемы можно объяснить тем, что методика и практика обучения все больше стали обращаться к личности обучающегося. Теория обучения и образования стала все более глубоко разрабатывать вопросы о том, как готовить человека, как формировать в нем общественную личность творца, строителя нового общества.
    Познавательный интерес - это особая избирательная направленность личности на познание и избирательный характер выраженный в той или иной предметной области знаний. В условиях обучения познавательный интерес выражен расположенностью школьника к учению; к педагогическому познанию деятельности в области одного или ряда учебных предметов.
    _______________________________________________________________
    1. Бондаревский В.Б. « Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию». – М.: Просвещение, 1985, с.5
    2. Садыкова Н.У. « Формирование познавательных интересов учащихся в условиях совместной деятельности». – Волгоград, 1996, с.3

    Как известно, стойкий познавательный интерес формируется при сочетании эмоционального и рационального в обучении. Важно серьезное занятие сделать для детей занимательным. С этой целью учителя начальных классов насыщают свою деятельность приемами, пробуждающими непосредственный интерес учащегося. Они используют занимательный познавательный различный материал и сюжетно-ролевые игры, мини-викторины, задачи на сообразительность, ребусы, шарады, занимательные ситуации.
    В изучении возможностей деятельности для становления личности школьника важнейшей проблемой учителя является обеспечение школьнику позиции субъекта деятельности, воспитание у него личностных свойств активности, самостоятельности, которые смогли бы уже в школьные годы содействовать его общественно-активной позиции, живо и адекватно реагирующий на потребности общественного бытия. Разработка проблемы формирования познавательных интересов школьников для современного построения учебного процесса обусловлена задачами современного общества, озабоченного подготовкой молодых поколений не только для настоящего, но и для будущего, Уже в школе нужно привить ученику стремление к постоянному пополнению своих знаний с помощью самообразования, воспитать его внутреннее побуждение расширять свой общий и специальный кругозор.
    Выбор книг, расширение круга чтения, специальные поиски источников пополнения знаний в интересующие области, опыты и наблюдения над растениями, животными, явлениями природы, свободный выбор внеучебных форм работы - все это показатели познавательного интереса ученика, способного нейтрализовать усталость от длительной работы. Нейтрализация состояния учебной перегрузки школьников, бесспорно, находится в руках учителя увлеченного, оснащенного знаниями психологии деятельности, творчества, интересов, потребностей.
    В деятельности творческого учителя познавательный интерес становится важнейшим фактором совершенствования учебного процесса, эффективного решения всех его функций. Познавательный интерес в то же время является важным ориентиром в использовании индивидуальных возможностей всех категорий учащихся, как активных, энергичных, блистающих в учении, так и пассивных, инертных, постоянно ощущающих слабости в учебной деятельности, считающихся под тяжестью учебных перегрузок.
    Отсутствие или недостаточная сформированность познавательного интереса у учащихся в конечном итоге негативно сказывается на личности, обедняет, тормозит ее развитие.

    § 1. Сущность понятия «познавательный интерес».
    В любое время, в каждой школе и классе есть дети, которые отстают в учении от своих одноклассников по причине нежелания учиться, т.е. по причине отсутствия ценнейшего и самого важного из мотивов учения – познавательного интереса. Анализ многочисленных исследований и наши собственные данные приводят к выводу, что у младших школьников познавательный интерес «…как избирательная направленность личности, обращенная к области познания, ее предметной стороне, к самому процессу овладения знаниями»1 занимает различное положение в структуре мотивов учения, чем в значительной мере определяется характер и результативность учебной деятельности.
    Но что же такое познавательный интерес?
    Познавательный интерес является важнейшим видом интереса вообще.
    «Интерес – стремление к познанию объекта или явлению, ко владению тем или иным видом деятельности. Интерес носит избирательный характер, выступает одним из наиболее существенных стимулов приобретения знаний, расширения кругозора, служит важным условием подлинно творческого отношения к работе. При наличии интереса знания усваиваются основательно, прочно; при его отсутствии учебный материал усваивается с трудом, часто формально.»2
    В основе интереса лежат потребности человека. Существенную роль в качестве физиологической основы интереса играет ориентировочный интерес.
    Интерес может характеризоваться со стороны содержания, широты, устойчивости, силы и действенности.
    Содержание интереса – объект, на который он направлен (к технике, к спорту). Всесторонние развитие личности предполагает широту и разносторонность интересов.
    Устойчивые интересы закрепляясь становятся особенностями личности; неустойчивые интересы носят характер кратковременного, часто меняющегося явления. Степень настойчивости человека в познании определенной области, преодолении трудностей говорят о различной силе интереса. Близко к понятию силы интереса понятие действенности интереса. Действенным, в отличие от пассивных, называются интересы, оказывающие глубокое влияние на жизнь и деятельность человека, побуждающие его к систематическим и целеустремленным действиям в определенном направлении, активным и инициативным поискам источникам удовлетворения интереса.
    Оценка широты или узости интереса в конечном счете определяется его содержательностью и значимостью для личности.
    Интерес формируется и развивается в процессе игровой, учебной, трудовой, общественной деятельности человека и зависит от условий его жизни, обучения и воспитания.
    Особое значение в развитии детей имеет познавательный интерес.
    С поступлением в школу интерес ребенка постепенно переключается с игровой деятельности на учение. Первоначально интерес возникает ко всем видам учебной работы, в дальнейшем он начинает дифференцироваться. Уже в младшем школьном возрасте интерес к процессу деятельности начинает сменяться интересом к ее содержанию. Интерес к фактам – интерес к первоначальным обобщениям, причинам закономерностям (от описания к объяснению). Повышается интерес к творческой стороне работы. Меняется зависимость интереса от успеха в том или ином виде деятельности: интересы направляются на преодоление трудностей.

    Г.И. Щукина вычленила признаки, отличающие познавательный интерес от других мотивов учения:
    1. Познавательный интерес – наиболее предпочитаемый школьниками мотив среди других мотивов учения.
    2. Познавательный интерес как мотив учения «раньше и более осознается школьниками».
    3. Познавательный интерес как мотив носит «бескорыстный характер»
    4. Познавательный интерес, «создавая внутреннюю среду развития, существенно меняет силу деятельности, влияет на ее характер протекания и результат».
    5. Познавательный интерес развивается в кругу других мотивов и взаимодействует с ними1

    Важнейшая область общего феномена интереса — познавательный интерес. Его предметом является самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но в самом существенном отношении человека к миру — в стремлении проникать в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость.
    В то же время познавательный интерес, будучи включенным, в познавательную деятельность, теснейшим образом сопряжён с формированием многообразных личностных отношений: избирательного отношения к той или иной области науки, познавательной деятельности, участию в них, общению с соучастниками познания. Именно на этой основе — познания предметного мира и отношения к нему, научным истинам — формируется миропонимание, мировоззрение, мироощущение, активному, пристрастному характеру которых способствует познавательный интерес.
    Более того, познавательный интерес, активизируя все психические процессы человека, на высоком уровне своего развития побуждает личность к постоянному поиску преобразования действительности посредством деятельности (изменения, усложнения её целей, выделения в предметной среде актуальных и значительных сторон для их реализации, отыскания иных необходимых способов, привнесения в них творческого начала).
    Особенностью познавательного интереса, по мнению ученых, является его способность обогащать и активизировать процесс не только познавательной, но и любой деятельности человека, поскольку познавательное начало имеется в каждой их них. В труде человек, используя предметы, материалы, инструменты, способы, нуждается в познании их свойств, в изучении научных основ современного производства, в осмыслении рационализаторских процессов, в знании технологии того или иного производства. Любой вид человеческой деятельности содержит в себе познавательное начало, поисковые творческие процессы, способствующие преобразованию действительности. Любую деятельность человек, одухотворённый познавательным интересом, совершает с большим пристрастием, более эффективно.
    Познавательный интерес — важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования и никоим образом не является имманентно присущим человеку от рождения.
    Познавательный интерес — интегральное образование личности. Он как общий феномен интереса имеет сложнейшую структуру, которую составляют как отдельные психические процессы (интеллектуальные, эмоциональные, регулятивные), так и объективные и субъективные связи человека с миром, выраженные в отношениях.
    Познавательный интерес выражен в своём развитии различными состояниями. Значительный вклад в разработку проблемы познавательного интереса в обучении был сделан Г.И. Щукиной1. Она выделяет следующие уровни развития познавательного интереса: потребность во впечатлениях (любопытство), активный поиск предмета или явления (любознательность) устойчивый интерес к познанию или теоретический интерес.
    Первый уровень – это потребность во впечатлениях, Фундамент познавательного интереса. Биологической предпосылкой во впечатлениях является ориентировочный рефлекс (рефлекс «что такое?»).
    Любопытство — элементарная стадия избирательного отношения, которая обусловлена чисто внешними, часто неожиданными обстоятельствами, привлекающими внимание человека. Для человека эта элементарная ориентировка, связанная с новизной ситуации, может и не иметь особой значимости. На стадии любопытства ученик довольствуется лишь ориентировкой, связанной с занимательностью того или иного предмета, той или иной ситуации. Эта стадия ещё не обнаруживает подлинного стремления к познанию.

    И, тем не менее, занимательность как фактор выявления познавательного интереса может служить его начальным толчком.
    Второй уровень – любознательность, появление интереса не к отдельному стимулу, а к объекту в целом. Однако и на этом уровне интерес носит стихийный характер, эмоции отодвигают на второй план цель деятельности. Любознательность — ценное состояние личности. Она характеризуется стремлением человека проникнуть за пределы увиденного. На этой стадии интереса обнаруживаются достаточно сильные выражения эмоций удивления, радости познания, удовлетворённостью деятельностью. В возникновении загадок и их расшифровке и заключается сущность любознательности, как активного видения мира, которое развивается не только на уроках, но и в труде, когда человек отрешён от простого исполнительства и пассивного запоминания. Любознательность, становясь устойчивой чертой характера, имеет значительную ценность в развитии личности. Любознательные люди не равнодушны к миру, они всегда находятся в поиске.
    Третий, высший уровень – теоретический интерес. Удовольствие, эмоциональный подъем остаются, но теперь их существование не стихийно, а связано с определенными целями. Данный уровень является значительным этапом для перехода на следующую ступень развития, где познавательный интерес преобразуется в склонность к познанию и профессиональный интерес. Теоретический интерес связан как со стремлением к познанию сложных теоретических вопросов и проблем конкретной науки, так и с использованием их как инструмента познания. Эта ступень активного воздействия человека на мир, на его переустройство, что непосредственно связано с мировоззрением человека, с его убеждениями в силе и возможностях науки. Эта ступень характеризует не только познавательное начало в структуре личности, но и человека как деятеля, субъекта, личность.
    Познавательный интерес на пути своего развития обычно характеризуется познавательной активностью, явной избирательной направленностью учебных предметов, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Познавательный интерес содействует проникновению личности в существенные связи, отношения, закономерности познания. Эта стадия характеризуется поступательным движением познавательной деятельности школьника, поиском интересующей его информации. Любознательный школьник посвящает свободное время предмету познавательного интереса.
    В реальном процессе все указанные ступени познавательного интереса представляют собой сложнейшие сочетания и взаимосвязи. В познавательном интересе обнаруживаются и рецидивы в связи со сменой предметной области, и сосуществование в едином акте познания, когда любопытство переходит в любознательность. Школьник углубляется в сущность предмета, он поглощён решением проблемы, задачи, опережающего задания. Но бывает, что состояние заинтересованности, которое обнаружит ученик на уроке под влиянием разных ситуаций и обстоятельств (занимательность, расположение к учителю, удачный ответ, поднявший его престиж в коллективе), может пройти, не повлияв на развитие личности.
    Опираясь на огромный опыт прошлого, на специальные исследования, можно говорить об условиях, соблюдение которых способствует формированию, развитию и укреплению познавательного интереса учащихся, в том числе и младших школьников:
    1. Максимальная опора на активную мыслительную деятельность учащихся. Главной почвой для развития познавательных сил и возможностей учащихся, как и для развития, подлинно познавательного интереса, являются ситуации решения познавательных задач, ситуации активного поиска, догадок, размышления, ситуации мыслительного напряжения, ситуации противоречивости суждений, столкновений различных позиций, в которых необходимо разобраться самому, принять решение, встать на определённую точку зрения.
    2. Второе условие, обеспечивающее формирование познавательных интересов и личности в целом, состоит в том, чтобы вести учебный процесс на оптимальном уровне развития учащихся.
    Исследования, проверяющие эффект дедуктивного пути в познавательном процессе (Л.С. Выготский, А.И. Янцов), также показали, что индуктивный путь, который считался классическим, не может полностью соответствовать оптимальному развитию учащихся. Путь обобщений, отыскание закономерностей, которым подчиняются видимые явления и процессы, — это путь, который в освещении множества запросов и разделов науки способствует более высокому уровню обучения и усвоения, так как опирается на максимальный уровень развития школьника. Именно это условие и обеспечивает укрепление и углубление познавательного интереса на основе того, что обучение систематически и оптимально совершенствует деятельность познания, её способов, её умений.
    В реальном процессе обучения учителю приходится иметь дело с тем, чтобы постоянно обучать учащихся множеству умений и навыков.
    При всём разнообразии предметных умений выделяются общие, которыми учение может руководствоваться вне зависимости от содержания обучения, такие, например, как умение читать книгу (работать с книгой), анализировать и обобщать, умение систематизировать учебный материал, выделять единственное, основное, логически строить ответ, приводить доказательства и т.д. Эти обобщённые умения основаны на комплексе эмоциональных регулярных процессов. Они и составляют те способы познавательной деятельности, которые позволяют легко, мобильно, в различных условиях пользоваться знаниями и за счёт прежних приобретать новые.
    Операционная сторона не в меньшей мере, чем содержательная, сопряжена с мотивационной. Именно из неё, из активных действий, из оперирования знаниями поступают импульсы, укрепляющие познавательный интерес. Ловкость, догадка, смышленость, умелость раскрывается в этом оперировании со всей полнотой, и, чем полнее они раскрываются, тем в большей мере получает школьник эмоциональное удовлетворение от своей деятельности.
    Познавательный интерес ученика не может развиваться и крепнуть, если операционная сторона учения остаётся постоянной. В ней обязательно нужно поступательное движение. Только тогда ученик, оценивая свои возросшие возможности и силы, сознаёт, что теперь он по-другому, по-новому, лучшему, легче, скорее, сноровистей действует в учебной обстановке. В этом
    постоянном усложнении учебного труда, в овладении всё более сложными и более совершенными умениями, позволяющими решать более трудные задачи познания, состоит суть развивающего обучения, неуклонно укрепляющего познавательные силы, интерес и стремления школьника.
    3. Эмоциональная атмосфера обучения, положительный эмоциональный тонус учебного процесса — третье важное условие.
    Благополучная эмоциональная атмосфера обучения и учения сопряжена с двумя главными источниками развития школьника: с деятельностью и общением, которые рождают многозначные отношения и создают тонус личного настроения ученика.
    Оба эти источника не изолированы друг от друга, они всё время переплетаются в учебном процессе, и вместе с тем стимулы, поступающие от них, различны, и различно влияние их на познавательную деятельность и интерес к знаниям, другие — опосредованно.
    Благополучная атмосфера учения приносит ученику те переживания, о которых в своё Д.И. Писарев говорил, что каждому человеку свойственно желание быть умнее, лучше и догадливей. Именно это стремление ученика подняться над тем, что уже достигнуто, утверждает чувство собственного достоинства, приносит ему при успешной деятельности глубочайшее удовлетворение, хорошее настроение, при котором работается скорее, быстрее и продуктивней.
    Создание благоприятной эмоциональной атмосферы познавательной деятельности учащихся — важнейшее условие формирования познавательного интереса и развития личности ученика в учебном процессе. Это условие связывает весь комплекс функций обучения — образовательной, развивающей, воспитывающей и оказывает непосредственное и опосредованное влияние на интерес. Из него вытекает и четвёртое важное условие, обеспечивающее благотворное влияние на интерес и на личность в целом — благоприятное общение в учебном процессе.
    4. Обучение представляет собой сложный процесс общения учителя с учащимися, учеников между собой. Влияние общения трудно измерить, но можно видеть в реальной действительности.
    Общение учащихся друг с другом и с учителем создаёт многообразную гамму отношений, опосредованное влияние которых очень велико.
    Стремление к общению с товарищами, с учителем само по себе может быть сильным мотивом учения и в то же время способствовать укреплению познавательного интереса.
    Именно благодаря отношениям, которые складываются в учебном процессе и в общении, и может быть создана благоприятная атмосфера учения, формирования познавательных интересов и личности ученика.

    §2. Технология формирования познавательных интересов
    младших школьников.

    Алгоритм формирования познавательного интереса:

    1этап. Психолого-педагогическая диагностика (выявление первоначальных знаний о познавательном интересе детей).
    Познавательный интерес – это сложное отношение человека к предметам и явлениям окружающего мира. В этом отношении в единстве взаимодействуют интеллектуальные, эмоциональные и волевые проявления.
    В качестве диагностических критериев познавательного интереса целесообразно выделить:
    1. Положительно- познавательные отношения учащихся к учебной и внеучебной работе проявляющиеся:
    а) в оценке по учебному предмету
    б) в вопросах, задаваемых учащимися, свидетельствующих об их умственной активности и направленности интереса
    в) в сосредоточенности произвольного внимания как показателя сосредоточенности мыслей на предмете интереса
    г) в характере деятельности учащихся: активность, самостоятельность
    д) добросовестность выбора более сложного задания

    2. Участие во внеурочной деятельности по предмету.
    3. Чтение дополнительной литературы по предмету.
    4. Эмоциональное проявление в процессе деятельности.

    Важнейшим показателем наличия и уровня познавательного интереса является мотивируемая им деятельность. В.Г. Денисова в этом отношении выделяет четыре уровня познавательного интереса:
    низкий уровень характеризуется внешне привлекательной, простой, кратковременной деятельностью узнавания и воспроизведения;
    средний уровень познавательного интереса характеризуется освоенной алгоритмизированной (манипуляционной), более длительной деятельностью;
    высокий уровень познавательного интереса характеризуется длительной, самостоятельной, частично-поисковой деятельностью;
    высший уровень познавательного интереса характеризуется длительной, самостоятельной, сложной креативной деятельностью.

    2 этап. Целеполагание.

    Актуальность представляемой технологии объясняется тем, что методика и практика обучения все больше стали обращаться к личности обучающегося.
    Цель: выявление наиболее эффективных форм развития познавательных интересов младших школьников для самореализации личности.
    Задача: на основе уже имеющихся у учащихся интересов пробуждать, формировать, и развивать наиболее социально ценные интересы, а также интересы наиболее соответствующие индивидуальным особенностям, возможностям и способностям учащихся.
    Огромную роль в пробуждении и развитии интереса к учению, знаниям играют личность учителя, качество преподавания (в частности эмоциональная яркость и живость).

    3 этап. Формирование любопытства к изучаемому предмету.

    Любопытство — элементарная стадия избирательного отношения, которая обусловлена чисто внешними, часто неожиданными обстоятельствами, привлекающими внимание человека. Для человека эта элементарная ориентировка, связанная с новизной ситуации, может и не иметь особой значимости. На стадии любопытства ученик довольствуется лишь ориентировкой, связанной с занимательностью того или иного предмета, той или иной ситуации. Эта стадия ещё не обнаруживает подлинного стремления к познанию. И, тем не менее, занимательность как фактор выявления познавательного интереса может служить его начальным толчком.
    - с первого урока необходимо создание особой доверительной атмосферы обучения, способствующей формированию определенного психологического микроклимата в классе;
    - процесс обучения нужно строить с опорой на уже имеющиеся знания, но не в коем случае не останавливаться на достигнутом (зона ближайшего развития);
    - необходимо постоянно стимулировать учащихся, учитывая психологические особенности возраста и поощрять каждое достижение;
    - опора на уже имеющиеся знания (так как ведущий вид деятельности до этого момента – игра, то следует включать в уроки дидактическую игру, но не стоит злоупотреблять этим и превращать весь урок в игру);
    - так как на этом этапе закладываются основы формирования ученика как субъекты учебной деятельности, необходимо использовать при обучении индивидуальный подход, а при работе с одаренными детьми или с повышенной мотивацией или немотивированными детьми использовать индивидуальные программы обучения.

    4 этап. Формирование и развитие любознательности.

    Любознательность - появление интереса не к отдельному стимулу, а к объекту в целом. Однако и на этом уровне интерес носит стихийный характер, эмоции отодвигают на второй план цель деятельности. Любознательность — ценное состояние личности. Она характеризуется стремлением человека проникнуть за пределы увиденного. На этой стадии интереса обнаруживаются достаточно сильные выражения эмоций удивления, радости познания, удовлетворённостью деятельностью. В возникновении загадок и их расшифровке и заключается сущность любознательности, как активного видения мира, которое развивается не только на уроках, но и в труде, когда человек отрешён от простого исполнительства и пассивного запоминания. Любознательность, становясь устойчивой чертой характера, имеет значительную ценность в развитии личности. Любознательные люди не равнодушны к миру, они всегда находятся в поиске.
    В связи с этим необходимо поддерживать любопытство для развития любознательности, а для поддержания этого необходимо использовать в работе не традиционные методы и приемы:
    проблемные ситуации;
    нестандартные формы подачи материала;
    самостоятельный поиск ответа на поставленный вопрос;
    оказание помощи взрослыми (не делать что-то за ребенка, а направлять его);
    выявление индивидуальных особенностей каждого, для того чтобы составить программу дальнейшего развития.

    5 этап. Формирование устойчивого интереса к познанию
    (теоретический интерес).

    Удовольствие, эмоциональный подъем остаются, но теперь их существование не стихийно, а связано с определенными целями. Данный уровень является значительным этапом для перехода на следующую ступень развития, где познавательный интерес преобразуется в склонность к познанию и профессиональный интерес. Теоретический интерес связан как со стремлением к познанию сложных теоретических вопросов и проблем конкретной науки, так и с использованием их как инструмента познания. Эта ступень активного воздействия человека на мир, на его переустройство, что непосредственно связано с мировоззрением человека, с его убеждениями в силе и возможностях науки. Эта ступень характеризует не только познавательное начало в структуре личности, но и человека как деятеля, субъекта, личность.
    На данном этапе необходимо:
    использование нестандартных форм организации процесса обучения (экскурсии, КВН, викторины);
    использование нестандартных подходов к решению какой-либо задачи;
    использование проблемно-поисковых задач;
    использование логических задач;
    использование задач и заданий творческого характера;
    использование задач с нестандартным подходом к их решению;
    применение знаний в новых условиях;
    формирование у учащихся рациональных способов достижения высокого результата умственной деятельности.

    6 этап. Анализ результатов работы.

    Продолжение и расширение деятельности, которую педагог проводил на предыдущих этапах. Если анализ показывает, что интерес сформировался надо действовать дальше и развивать нам следующем этапе познавательную активность, а если нет, то выявить причины и перестроить работу.

    Заключение.
    Анализ психолого-педагогической и методической литературы, педагогической практики показал, что познавательный интерес представляет собой особую область интересов человека, объектом которой является сам процесс познания. В стремлении к самому процессу познания, в желании углубиться в познавательную деятельность, как считают психологи, и состоит сущность познавательных интересов младшего школьника. С точки зрения ученых, познавательный интерес состоит из «сплава» эмоционально-волевых и мыслительных процессов человека.
    Процесс формирования познавательных интересов младших школьников происходит и во внеучебной, а главное в учебной деятельности, которая является ведущей в младшем школьном возрасте. Его эффективность зависит от правильной организации работы учителем, от внутренних возможностей самих учащихся, их активности и от использования объективных условий учебной деятельности. И такими условиями являются:
    положительная эмоциональная атмосфера;
    напряжение умственной деятельности;
    развитие волевых начал учащихся.
    Мотивационную основу познавательных интересов составляют познавательные потребности, которые развиваются как ненасыщаемые, стимулирующие на дальнейшее развитие познавательной активности младших школьников, развитие его интересов.
    Исследования ученых доказывают, что интересы младших школьников преимущественно направлены на отдельные факты. Однако, по мере накопления знаний, учащихся начинают интересовать связь фактов, их закономерности. По мере продвижения в обучении интересы младших школьников меняют свое содержание: от узких, связанных со школьной программой до широких познавательных. Таким образом, познавательные интересы в процессе обучения развиваются, усложняются и обогащаются.
    Этому способствует использование различных форм развития познавательных интересов – дидактических игр и проблемных ситуаций, которые являются наиболее эффективными.
    В развернутом виде педагогические условия формирования познаватель­ных интересов можно представить так:
    - определенное содержание знаний, поддающееся способам осмысления;
    - нахождение таких приемов и средств, таких ярких сравнений, образных описаний, которые помогают закрепить в сознании и чувствах учащихся факты, определения, понятия, выводы, играющие наиболее значимую роль в системе содержания знаний;
    - определенным образом организованная познавательная деятельность, ха­рактеризующаяся системой умственных действий;
    - такая форма организации обучения, при которой обучающийся ставится в позицию исследователя, субъекта деятельности, требующую проявления мак­симальной умственной активности;
    - использование средств самостоятельной работы;
    - развитие умения активно оперировать знаниями;
    - при решении любой познавательной задачи использование средств кол­лективной работы на уроке, опирающихся на активность большинства, перево­дящих учащихся от подражания к творчеству;
    - побуждать к творческим работам так, чтобы каждая работа, с одной сто­роны, стимулировала бы учащихся к решению коллективных познавательных задач, с другой, развивала бы специфические способности ученика.
    Познавательный интерес у учеников не возникает при шаблонном изло­жении материала. Щукина Г.И. отмечала, что в деятельности учителей есть об­щие черты, способствующие развитию интереса учащихся:
    - целенаправленность в воспитании познавательных интересов;
    - понимание, что забота о многогранных интересах, об отношении ребенка к своему делу - важнейшая составная часть работы учителя;
    - использование богатств системы знаний, их полноты, глубины;
    - понимание, что у каждого ребенка можно развить интерес к тем или иным знаниям;
    - внимание к успехам каждого ученика, что поддерживает в ученике веру в свои силы. Радость от успеха, связанная с преодолением трудностей, является важным стимулом поддержания и укрепления познавательного интереса.
    И, наконец, необходимо рассмотреть вопрос о возможности контроля, изу­чения наличия у детей познавательного интереса, степени развитости его ха­рактеристик.
    Очевидно, что это определяется с помощью тех или иных крите­риев. Поставленным вопросам уделяется внимание в исследованиях Б.Г. Ананьева, И.Я. Лернера, Р.Г. Лемберга, Н.Г. Морозовой, Г.И. Щукиной и др. Ана­лиз работ названных исследователей позволил выделить следующие критерии оценки познавательного интереса:
    - вопросы учащихся к взрослым, требующие удовлетворения потребности в расширении информации (I уровень интереса), выяснения причинно-следс­твенных связей, раскрытия закономерностей (II более высокий уровень интереса);
    - поисковая активность учащихся, проявляющаяся в их инициативности и самостоятельности;
    - умение решать самостоятельно познавательные задания, находить выход из проблемных ситуаций;
    - повышенный интерес к теоретическим знаниям; стремление к овладению этими знаниями; учащиеся не довольствуются услышанным на уроке, а само­стоятельно пополняют свои знания из различных источников;
    -эмоциональные проявления, вплетенные в познавательный интерес:
    удивление, чувство интеллектуальной радости, чувство успеха.
    В этом своеобразном сплаве психических процессов важнейшим элемен­том является волевое усилие, самым характерным в нем - самостоятельное до­бавление знаний.
    Беляева Н.А. и Архипов А.Д. считают показателем познавательного инте­реса и регулятивные процессы: сосредоточенность, внимание, малая отвлекаемость, стремление преодолевать трудности, попробовать различные ходы дос­тижения цели.
    Таким образом, познавательный интерес, будучи разновидностью интере­са, вообще, является существенным качеством личности, направленным на ов­ладение знаниями и способами познавательной деятельности. Главным в по­знавательном интересе является переработка знаний, связанная с активными поисками существенных связей и отношений в изученных явлениях.
    Познавательный интерес является образованием формирующимся и разви­вающимся. При специально создаваемых определенных педагогических усло­виях познавательный интерес возможно формировать в младшем школьном возрасте. При этом он может стать в достаточной степени дифференцирован­ным, устойчивым и действенным. Наличие познавательных интересов у школь­ников поддается контролю с помощью специальных критериев.

    Литература:

    1. Садыкова Н.У. «Формирование познавательных интересов учащихся в условиях совместной деятельности» Волгоград,1996
    2. Щукина Г.И. «Методы изучения и формирования познавательных интересов учащихся» М: Педагогика, 1971
    3. Щукина Г.И. «Актуальные вопросы формирования интереса в обучении» М: Просвещение, 1984
    4. Щукина Г.И. « Активизация учебно-познавательной
    деятельности учащихся» М: ЛГПИ им А.И. Герцена, 1985
    5. Щукина Г.И. «Активизация познавательной деятельности
    учащихся в учебном процессе» М: Просвещение, 1979

    http://www.proshkolu.ru/user/nezammarina/file/2960447/[/b:f4
    Admin
    Admin
    Admin


    Сообщения : 506
    Дата регистрации : 2012-02-09

    Незаметдинова Марина Анатольевна-завуч школы 566 Empty Re: Незаметдинова Марина Анатольевна-завуч школы 566

    Сообщение  Admin Сб 06 Окт 2012, 14:05

    ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ


    Как зимой помочь птицам?


    http://www.eorhelp.ru/node/63219
    Admin
    Admin
    Admin


    Сообщения : 506
    Дата регистрации : 2012-02-09

    Незаметдинова Марина Анатольевна-завуч школы 566 Empty Re: Незаметдинова Марина Анатольевна-завуч школы 566

    Сообщение  Admin Вс 03 Фев 2013, 12:31

    Незаметдинова Марина Анатольевна-завуч школы 566 A_781610

    фото находиться в открытом доступе сети интернет и на момент скачивания не запрещено к копированию
    http://moikrug.ru/users/P210991624/photos/781644640/

    Технология формирования познавательных интересов младших школьников


    1. Сущность понятия «познавательный интерес»

    Познавательный интерес – это особая избирательная направленность личности на познание и избирательный характер выраженный в той или иной предметной области знаний. В условиях обучения познавательный интерес выражен расположенностью школьника к учению; к педагогическому познанию деятельности в области одного или ряда учебных предметов.

    2. Алгоритм формирования познавательного интереса:
    1этап. Психолого-педагогическая диагностика (выявление первоначальных знаний о познавательном интересе детей).
    В качестве диагностических критериев познавательного интереса целесообразно выделить:

    1. Положительно- познавательные отношения учащихся к учебной и внеучебной работе проявляющиеся:
    а) в оценке по учебному предмету
    б) в вопросах, задаваемых учащимися, свидетельствующих об их умственной активности и направленности интереса
    в) в сосредоточенности произвольного внимания как показателя сосредоточенности мыслей на предмете интереса
    г) в характере деятельности учащихся: активность, самостоятельность
    д) добросовестность выбора более сложного задания

    2. Участие во внеурочной деятельности по предмету.

    3. Чтение дополнительной литературы по предмету.

    4. Эмоциональное проявление в процессе деятельности.

    2 этап. Целеполагание.
    Цель: выявление наиболее эффективных форм развития познавательных интересов младших школьников для самореализации личности.
    Задача: на основе уже имеющихся у учащихся интереса пробуждать, формировать, и развивать наиболее социально ценные интересы, а также интересы наиболее соответствующие индивидуальным особенностям, возможностям и способностям учащихся.
    3 этап. Формирование любопытства к изучаемому предмету.
    - С первого урока необходимо создание особой доверительной атмосферы обучения, способствующей формированию определенного психологического микроклимата в классе;
    - процесс обучения нужно строить с опорой на уже имеющиеся знания, но не в коем случае не останавливаться на достигнутом (зона ближайшего развития);
    - необходимо постоянно стимулировать учащихся, учитывая психологические особенности возраста и поощрять каждое достижение;
    - опора на уже имеющиеся знания (так как ведущий вид деятельности до этого момента – игра, то следует включать в уроки дидактическую игру, но не стоит злоупотреблять этим и превращать весь урок в игру);
    - так как на этом этапе закладываются основы формирования ученика как субъекты учебной деятельности, необходимо использовать при обучении индивидуальный подход, а при работе с одаренными детьми или с повышенной мотивацией или немотивированными детьми использовать индивидуальные программы обучения.

    4 этап. Формирование и развитие любознательности.
    - Проблемные ситуации;
    - нестандартные формы подачи материала;
    - самостоятельный поиск ответа на поставленный вопрос;
    - оказание помощи взрослыми (не делать что-то за ребенка, а направлять его);
    - выявление индивидуальных особенностей каждого, для того чтобы составить программу дальнейшего
    развития.

    5 этап. Формирование устойчивого интереса к познанию (теоретический интерес).
    - использование нестандартных форм организации процесса обучения (экскурсии, КВН, викторины);
    - использование нестандартных подходов к решению какой-либо задачи;
    - использование проблемно-поисковых задач;
    - использование логических задач;
    - использование задач и заданий творческого характера;
    - использование задач с нестандартным подходом к их решению;
    - применение знаний в новых условиях;
    -формирование у учащихся рациональных способов достижения высокого результата умственной деятельности.

    6 этап. Анализ результатов работы. Продолжение и расширение деятельности, которую педагог проводил на предыдущих этапах. Если анализ показывает, что интерес сформировался надо действовать дальше и развивать нам следующем этапе познавательную активность, а если нет, то выявить причины и перестроить работу.

    3, Литература:

    1. Садыкова Н.У. «Формирование познавательных интересов учащихся в условиях совместной деятельности» Волгоград,1996

    2. Щукина Г.И. «Методы изучения и формирования познавательных интересов учащихся» М: Педагогика, 1971

    3. Щукина Г.И. «Актуальные вопросы формирования интереса в обучении» М: Просвещение, 1984

    4. Щукина Г.И. « Активизация учебно-познавательной
    деятельности учащихся» М: ЛГПИ им А.И. Герцена, 1985
    5. Щукина Г.И. «Активизация познавательной деятельности
    учащихся в учебном процессе» М: Просвещение, 1979


    http://www.proshkolu.ru/user/nezammarina/file/2960494/

      Текущее время Пт 06 Дек 2024, 03:35