ПУБЛИКАЦИИ РОМАНОВОЙ ИРИНЫ ВИКТОРОВНЫ 2007 ГОД
http://ito.edu.ru/2007/Moscow/II/2/II-2-7330.html
"ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ КАК СПОСОБ ДОСТИЖЕНИЯ СТАБИЛЬНО ВЫСОКОГО КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ"
Романова Ирина Викторовна
Государственное общеобразовательное учреждение гимназия № 1552 (ГОУ гимназия №1552), г. Москва
Система современного образования переживает новую эпоху, ведет к смене приоритетов в деятельности учителя: не научить, а создать условия для самостоятельного творческого усилия.
Учителями КОД активно используются ИТ в учебном процессе. Компьютерные презентации в программе Power Point подготовлены практически по всем курсам истории в средней и старшей школе. Раньше презентации содержали текстовый и иллюстративный исторический материал. Постепенно они усложнялись, добавлялся материал развивающего характера: дифференцированные задания на знание исторической терминологии, задание на построение хронологического ряда, на закрепление исторической информации через портретный или иллюстративный материал («Назови термин», «Найди ошибку в тексте», «Определи личность по документу», «Найди соответствие» и др. Идёт активная работа по разработке индивидуальных заданий с использованием Smart-доски. Задания, выполненные учениками на Smart-доске: «Допиши фразу», «Вставь пропущенные даты или события», «Составь соответствие», «Сгруппируй события, даты иллюстрации по определённому признаку», позволяют сделать урок по настоящему увлекательным.
Сейчас среди презентаций есть простые, предназначенные для более наглядной схематичной, компактной подачи учебного материала, а также презентации – методические разработки, предназначенные не только для демонстрации на уроке, но и для самостоятельной работы учащихся, отсутствующих на данном уроке.
Начинает входить в систему использование учителями КДО на уроках истории специализированных информационных продуктов «Живая история» (2006г.), «Живая родословная», «Подготовка к ЕГЭ»-10-11 класс (2004г.), «История России XX- начало XXI века»-11 класс (2007г.), «История Отечества 882-1917г.(2003г.) Системное применение в учебном году данных электронных ресурсов является гарантом эффективности учебного процесса.
Активно используется возможности Интернет- работа с учебными сайтами, используется режим Onlain (тестирование).
Новым направлением является «виртуальная школа» — работа с сайтом гимназии, где размещают экзаменационные материалы, методические рекомендации к ЕГЭ по истории, рекомендации для учащихся и их родителей. С помощью Интернет, учитель, через систему SMS, со своего АРМ может оперативно отправить срочную информацию родителям, может вести обучение через систему электронной почты, размещать методические рекомендации в электронном журнале.
Научно-исследовательская работа старшеклассников в рамках НДО гимназии была осуществлена тоже с использованием информационных технологий. Все материалы по такому виду учебной деятельности выполнены на электронных носителях, при защите исследовательских работ применялись презентации, включающие статистические данные социологических опросов, карты, сравнительные таблицы, сканированные документальные материалы.
Примером использования информационных технологий на уроках истории является работа над учебными проектами, выполненными в урочное время учениками 5-11кл в течение учебного года. Наличие в кабинете «История» выхода в сеть Интернет, использование методической базы гимназии — электронных продуктов (учебников, энциклопедий) позволяет ученикам свободно и самостоятельно подбирать и систематизировать исторический материал. Учебные проекты принимаются и оцениваются в виде компьютерных презентаций, с музыкальным оформлением, с видеозаставками, в виде звуковых и иллюстративных тестов, с применением анимации.
Применение ИТ в проектной деятельности придаёт учебному процессу более красочный эмоциональный характер, позволяет чётко расставить главные акценты в теме, конкретизировать и систематизировать информацию, шире использовать и сделать более качественным и запоминающимся звуковой, схематичный и графический материал.
ИТ применимы и во внеурочное учебное время. Ярким показателем такой работы является клуб «Дебаты». В качестве аргументации, более убедительно выглядит то, что наглядно. И здесь не обойтись без компьютерных технологий. Одними из последних примеров «Дебатов» можно назвать: «Граффити — вид молодёжного искусства»-9кл., «Жизнь без школьных правил — это анархия!»-9-10кл., и др.
Миссия образования XXI века в том, чтобы заложить фундамент и создать инструментарий, через применение информационных технологий, для видения школьниками будущего! Качество такого образования — всегда будет на высоте. То есть образование выступает как инструмент конструирования будущего!